Статья 'О советском и постсоветском распределении земельной ренты' - журнал 'Мировая политика' - NotaBene.ru
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Мировая политика
Правильная ссылка на статью:

О советском и постсоветском распределении земельной ренты

Райхлин Эрнст Ильич

доктор экономических наук

пенсионер, пенсионер

США, Нью-Йорк, Ernest Raiklin
163 Moore Hill Road
Grahamsville, New York 12740-5611

Raikhlin Ernst Il'ich

Doctor of Economics

retired

Ernest Raiklin163 Moore Hill RoadGrahamsville, New York 12740-5611

9315891@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-4226.2014.1.10127

Дата направления статьи в редакцию:

15-02-2014


Дата публикации:

1-3-2014


Аннотация: Земельная рента является формой дохода (на землю и ее недра ). Как и в отношении любого дохода, производство земельной ренты отличается от ее распределения. То, что количество земли постоянно и ограничено, и создает условие для производства земельной ренты. К фактору производства не относится ни собственник земельного участка, ни его пользователь, не являющийся его собственником. Ограниченность земли и, следовательно, услуг, ею обеспечиваемых, носят относительный характер. Они относительны по отношению к величине двух других факторов производства, т.е. физического капитала (орудий и средств производства) и рабочей силы, и к объему услуг, предоставляемых этими двумя факторами производства. Из относительного характера ограниченности земли и услуг, ею обеспечиваемых, не следует, что использование земли предполагает отсутствие издержек неиспользованных возможностей, т.е. альтернативных вариантов в использовании земельного участка. Конечно, такие издержки, а потому такие варианты существуют. Что, однако, следует, так это то, что величина издержек неиспользованных возможностей, или число альтернативных вариантов в использовании земли, меньше, чем когда пользуются услугами физического капитала и рабочей силы, которые в каждый данный отрезок времени не так постоянны и не так ограничены.


Ключевые слова:

политика, земельная рента, экономика, социализм, Советский Союз, политический режим, государство, интересы, ценности, безопасность

Abstract: The land income is a form of income from land and subsoil resources. Just like any other form of income, the production of land income is different from its distribution.  The quantity of land is stable and limited, and it forms the conditions for the land income. The production factors do not include the owner of the plot of land or its user (not being it s owner). The limited quantity of land and the services provided with it is relative . It is relative in comparison with two other production factors: physical capital (means and instruments of production) and the workforce, as well as to the amount of services provided by these two production factors. The relative character of limitations of land and services guaranteed by it do not provide for the lack of unused opportunityу expenses, that is, alternative options for the use of a plot of land. Of course, there are such expenses and such options.  However, the amount of unused opportunity expenses or the amount of alternatives for the use of land are less when the physical capital and workforce used are not so limited and not so permanent at the current period of time.


Keywords:

politics, land income, economics, Socialism, the Soviet Union, political regime, state, interests, values, security

Существование издержек неиспользованных возможностей земли приводит к тому, что земельная рента (как и прибыль) должна принять две формы: нормальной земельной ренты и экономической земельной ренты.

Нормальная земельная рента – это скрытые, подразумеваемые затраты, связанные с альтернативным использованием земли (использование участка земли для одной цели есть его неиспользование для другой цели или других целей). Иными словами, нормальная земельная рента равняется тому минимальному доходу, который был бы произведен на втором по качеству участке земли, но который производится на данном (первом) участке земли. По своей сути, нормальная земельная рента – это то, что Маркс называл «абсолютной» земельной рентой.

Экономическая земельная рента представляет собой явные денежные доходы, относящиеся к альтернативному использованию земли. Таким образом, экономическая земельная рента представляет собой часть дохода, которая выше его минимальной величины, т.е. выше нормальной земельной ренты. В сущности, экономическая земельная рента есть не что иное, как рикардовская (а за ним марксова) дифференциальная земельная рента.

Очевидно, что земля, хотя и является условием создания земельной ренты, будучи материальным ресурсом, не в состоянии присвоить ее (ренту). Очевидно также, что последняя присваивается либо собственником земельного участка, либо его пользователем (арендатором); либо распределяется между ними.

Проблема распределения земельной ренты сводится к следующим двум вопросам: во-первых, кем конкретно она присваивается; и, во-вторых, кто конкретно ее распределяет.

Ответ на первый вопрос не составляет труда. Ибо по праву частной собственности на данный участок земли произведенная земельная рента должна принадлежать собственнику этого участка.

Ответ на второй вопрос не так прост. Здесь, в дополнение к разделению земельной ренты на нормальную и экономическую, проблема усложняется тем фактом, что земельный участок, используемый предприятием в процессе производства (не имеет значения, какого направления: аграрного, промышленного или другого), может либо принадлежать предприятию, либо взят им в аренду.

Знание такого разделения субъекта, пользующегося участком земли, важно, поскольку позволяет взглянуть на обе формы земельной ренты с точки зрения как землевладельца, так и арендатора (пользователя) участка земли. Понятно, что в некоторых случаях они выступают в одном лице. В других случаях они являются двумя различными экономическими агентами.

Такое различие не может не влиять на процесс получения земельной ренты землевладельцем. Ибо, в зависимости от отношения между землевладельцем и пользователем (арендатором), на проблему распределения земельной ренты можно смотреть с одной из двух точек зрения.

Во-первых, когда земельная рента произведена на участке земли, хозяин которой в то же время и ее пользователь. Во-вторых, когда земельная рента произведена на участке земли, пользователем которой является не ее хозяин, а ее арендатор (руководитель предприятия).

Оба условия показаны в таблице 1:

Таблица 1

Распределение произведенной земельной ренты при смешанном капитализме

Вопросы, на которые надо ответить

Собственный участок земли

Арендованный участок земли

Кто получает земельную ренту?

Землевладелец

Землевладелец

Кто является распределителем земельной ренты?

Землевладелец, он же руководитель предприятия

Арендатор, он же руководитель предприятия

Каково взаимоотношение между собственником-получателем и арендатором-распределителем?

Одно и то же лицо

Разные лица

Каковы формы произведенной земельной ренты?

Нормальная и экономическая земельная рента

Нормальная и экономическая земельная рента

Кто присваивает земельную ренту, реализованную на рынке и подлежащую распределению с точки зрения землевладельца?

Как нормальную, так и экономическую земельную ренту получает земельный собственник, одновременно выступающий как руководитель предприятия

Как нормальную, так и экономическую земельную ренту получает земельный собственник, хотя он и не является руководителем предприятия

Участие собственника участка земли совсем не обязательно в процессе производства земельной ренты. Поэтому на этой стадии безразлично, кто играет роль землевладельца и участвует ли он в создании земельной ренты.

Но на другой стадии, на стадии распределения земельной ренты, роль землевладельца и его отношение к ней становятся важными. В этой связи очевидно, что механизм распределения земельной ренты (таблица 1) показывает ситуацию, характерную для современного (демократического или авторитарного) смешанного капитализма с его ясно очерченнной границей, разделяющей собственность земли от ее аренды (использования).

Но этот распределительный механизм меньше подходит к советским, а также и постсоветским условиям, при которых граница между собственностью на землю и использованием (арендой) земли не так ясно очерчена. Тем не менее (т.е. оставляя в стороне процесс производства земельной ренты в советских и постсоветских условиях), мы все же взглянем на процесс распределения советской (и постсоветской) земельной ренты.

Советское и постсоветское распределение земельной ренты

Внутри вертикальной бюрократической структуры советского общества роль первоначального получателя земельной ренты играл руководитель предприятия (будь оно промышленным, сельскохозяйственным или другого назначения), на земле которого (предприятия) ее (земельную ренту) создавала рабочая сила с помощью физического капитала. Но, кому и сколько ее (земельной ренты) в конечном счете доставалось, зависело от той или иной ступени советского развития.

В период 1930 – 1950 годов сталинская экономическая модель («социализм») достигла наивысшей точки в своем развитии. Власть распределения и получения ресурсов и продукции была чрезвычайно централизована и помещалась на самом верху советской социально-экономической пирамиды. Вследствие этого руководители предприятий обязаны были «переправлять» бюрократически-олигархическим верхам практически весь объем земельной ренты.

Отсюда можно заключить, что в течение этого периода в одном отношении процесс распределения земельной ренты был именно тем же, что происходит в условиях смешанного капитализма. А именно: присвоение экономической и нормальной земельной ренты советской бюрократической олигархией копировало ее присвоение отдельным землевладельцем в смешанном капиталистическом обществе. В то же время руководитель советского предприятия, поскольку он, как в отдельных случаях и его смешанно-капиталистический двойник, не был собственником участка земли, не получал никакой земельной ренты.

Пришли 1960е – 1980е годы, начало упадка, а затем распада советской социально-экономической системы. Это особенно проявилось в период перестройки и гласности. Сутью этого периода была децентрализация власти внутри вертикальной бюрократической пирамиды и переход от тоталитарно-государственной формы капитализма к его (капитализма) авторитарной государственной форме. Власть над экономическими ресурсами и товарами и услугами, ими произведенными, стала перемещаться сначала постепенно, потом ускоренно от бюрократической олигархии вниз, вдоль вертикальной бюрократической пирамиды, к директорам предприятий. У последних стала оставаться нормальная земельная рента, а также сначала небольшая, затем все большая часть экономической земельной ренты (т.е. выше нормальной земельной ренты, необходимой для существования предприятия).

Это имело место вследствие гибридного характера советского землевладения в течение 1960х, и особенно 1980х годов. «Гибридного», потому что, с точки зрения советского и постсоветского руководителя, кусок земли, который использовало государственное предприятие, был одновременно и арендованным у государства, и собственностью предприятия. Он был арендованным, поскольку земля принадлежала бюрократии в целом. Он был фактической собственностью, поскольку государство сдавало его предприятию в аренду навечно.

В советское время (у предприятия) арендованная часть (а потому и доход с нее) доминировала над его собственнической частью (а потому и доходом с нее). В постсоветский период (у предприятия) стала доминировать собственническая (а потому доход с нее) часть.

Эти изменения в распределении советской земельной ренты оказали свое влияние, прежде всего, на налог с оборота, представлявший собой экономическую форму земельной ренты, которую высшая бюрократия (бюрократическая олигархия) забирала у низшей (директорского корпуса).

В период расцвета сталинской модели развития налог с оборота составлял значительную часть советского бюджета, призванного обслуживать нужды промышленной революции (индустриализации). В процессе разложения советской социально-экономической системы («социализма») эта роль налога с оборота снижалась.

С крушением «социализма» налог с оборота как форма земельной ренты перестал существовать. В новой, постсоветской России, он был заменен налогом на добавочную стоимость, призванным обслуживать растущие потребительские потребности как бюрократической олигархии, так и более низких слоев бюрократии. Именно этот налог сделался формой существования и обнаружения земельной ренты.

Таблица 2 суммирует вышесказанное о советском и постсоветском распределении земельной ренты:

Советское (тоталитарно-государственное) и постсоветское (авторитарно-государственное) распределение земельной ренты

Вопросы, на которые надо ответить

Советский период

Постсоветский период

Что является объектом земельных отношений?

Участок земли, сданной в аренду предприятию на вечные времена

Участок земли, сданной на время в аренду или проданной предприятию

Каков характер земельных отношений?

Аренда-собственность

Аренда и собственность

Кто является фактическим землевладельцем?

Вся советская бюрократия, представленная советской бюрократической олигархией

Вся российская бюрократия, представленная российской бюрократической олигархией

Кто является арендатором?

Низший слой бюрократии, представленный руководством государственного предприятия

Низший слой бюрократии, представленный руководством государственного предприятия

Какую ренту производит рабочая сила с помощью физического капитала на земле?

Нормальную и экономическую земельную ренту

Нормальную и экономическую земельную ренту

Кто присваивает земельную ренту?

Для целей промышленной революции (индустриализации), а также для поддержания своего относительно (всех других бюрократических и небюрократичеких слоев населения) приличного уровня жизни советская бюрократическая олигархия присваивает как нормальную, так и экономическую земельную ренту

(1) Для целей, в первую очередь, собственного обогащения и, во-вторых, поддержания на плаву предприятия

руководство предприятия присваивает всю нормальную земельную ренту и часть экономической земельной ренты

(2) Остальная часть экономической земельной ренты забирается высшей российской бюрократией

для целей, в первую очередь, собственного обогащения и, во-вторых, поддержания на плаву страны в целом

В какой форме государственное предприятие распределяет земельную ренту высшей бюрократии?

Как часть налога с оборота

Как часть налога на добавленную стоимость

В чем причина того, что земельно-рентная часть налога с оборота больше, чем земельно-рентная часть налога на добавленную стоимость?

Более сильная власть центральной бюрократии (бюрократической олигархии) по отношению к власти руководства государственных предприятий

Более слабая власть центральной бюрократии (бюрократической олигархии) по отношению к власти руководства предприятий (сначала государственных, а затем и формально негосударственных)

Библиография
1.
References
1.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.